День Святого Валентина — откуда он пришел к нам ?

4 Фев 2013 | Комментарий один »

В средствах массовой информации часто пишут и говорят о формировании национальной идентичности, о возвращении к славянской культуре и восстановлению национальных традиций.

А рядом с красивыми словами о национальных традициях соседствуют «конкретные дела» – гороскопы с востока, реклама с запада, новости с севера и статистики с юга. Таким образом, наша культура и далее «лечится» «культурными инъекциями» неизвестного происхождения. И как обидно наблюдать, когда весь народ без колебаний принимает любой элемент заморской культуры, подобно малышу, который на слова старших: «Закрой глаза, открой рот!» – открывает ротик, свято веря, что положенное окажется конфеткой.

Одним из таких заморских праздников является 14 февраля, день влюбленных, или День святого Валентина. Он рекламируется как праздник Католической церкви и интенсивно насаждается нашим гражданам, начиная со школьного возраста. Кажется, какой вред может принести этот сладко-розово-пушистый праздник человеку? Здесь нужно остановиться с размышлениями и перенестись в область истории.

Древнее празднество Луперкалии

Все началось очень давно с древнеримского праздника Луперкалий, который праздновался во время встречи Нового года и был посвящен богине любви Juno Februata – Юноне Неудержимой. От слова Februata происходит и название месяца Februarius (слав.Фебруарий, рус. Февраль).

Луперкалии, как считалось, начали праздновать основатели Рима – Ромул и Рем в честь волчицы, вскормившей их своим молоком (лат. lupа – волчица). В Средиземноморье февраль – это очень ранняя весна, время, когда пастухи начинали спаривать скот, у которого, как полагалось в те времена, был свой покровитель – бог Фавн, известный также, под именами Пан, Сатир, а еще – Луперк (охранник от волков).

Фавн (от лат. Fatuor – быть одержимым) – древнеримский бог плодородия, основной чертой которого была сексуальная одержимость и распущенность. Не вдаваясь в детали, о которых было бы неприлично писать на страницах приличного информационного ресурса, ограничимся кратким заключением – в плане интима Фавн был абсолютным извращенцем. Ему и был посвящен главный обряд Луперкалий.

На жертвенном алтаре забивали козла – самое вкусное для волка животное, и собаку – животное для волка ненавистное. После жертвоприношения жрецы снимали с нижней части забитых козлов кожу и наряжали «луперков» – обнаженных юношей подпоясывали кожей и давали в руки ремни из кожи этих самых жертвенных козлов.

Обежав вокруг Палатинский горы, луперки бежали по улицам Рима и били ремнями встречных женщин, которые с энтузиазмом подставляли под удары плечи и грудь – это считалось хорошим знаком того, что женщина в этом году зачнет ребенка (жертвенный ремень назывался scrotum – мошонка).

Как было сказано выше, действо это проходило в конце зимы в рамках празднования Юноны безудержной, причем почитался похотливый Фавн, а также волчица (lupa имеет второе значение – «блудница», древнеримский вульгаризм, аналогичный современному, который называет распущенную женщину самкой из семейства псовых).Такая атмосфера способствовала тому, что, наконец, женщины тоже обнажались и все сводилось к массовым оргиям.

Торжества заканчивались еще одним своеобразным обрядом. Незамужние девушки бросали в большую урну записки со своими именами, а мужчины вынимали эти записки. Девушка, имя которой было в записке, становилась любовницей мужчины в следующих Луперкалиях.

Первые христиане относились к Луперкалиям крайне негативно. После легализации христианской веры римская церковь неоднократно предпринимала попытки искоренить Луперкалии, которые культивировали разврат.

Первую такую попытку в 496 году сделал папа Геласий. День безудержной страсти он предложил заменить на день христианской любви. Вместо бурных гуляний был предложен крестный ход со свечами. Записки с именами девушек, были заменены на записки с именами христианских святых – мужчины и женщины вытаскивали записки и весь будущий год им предлагалось следовать добродетели указанных в записках святых. Покровителем праздника стал святой мученик Валентин, епископ Интерамнский (ныне город Терни в Италии).

Эти меры частично подействовали – Луперкалии канули в небытие, но зато народное сознание, которое тяжело расставалась с язычеством, породило легенды о святом Валентине – покровителе влюбленных.

Кто же был Святой Валентин?

Со временем появились предания о четырех различных Валентинах, повести о жизни которых были довольно противоречивы.

В официальном жизнеописании святого Валентина Интерамнского нет никаких упоминаний о каких либо любовных делах. Он прославился даром исцеления и проповедями среди молодежи (он обратил ко Христу сына Римского префекта, за что и был заключен разъяренным отцом юноши и казнен в конце IV в.).

14 февраля Римская церковь официально чтит просветителей славян Кирилла и Мефодия. В 1969 году, после реформы богослужения в католической церкви, почитание памяти святого мученика Валентина из-за отсутствия документальных данных было отнесено к так называемым факультативным праздникам, то есть к необязательным, в народе он почитается, как помощник больным эпилепсией и психическими расстройствами.

День Валентина в его современной трактовке никогда не поддерживался Католической церковью, так что распространенное утверждение о Валентиновом дне, как о празднике, заимствованном у католиков, – неверное.

К слову, в Православной Церкви священномученик Валентин Интерамнский поминается 12 августа вместе со своими юными учениками – мучениками Прокулом, Ефивом, Аполлонием и праведным Авундием.

Что символизирует сердечко?

Современный обычай праздновать день влюбленных вероятно происходит из Франции или Англии, где в период ренессанса память о Римских Луперкалиях тесно переплетается с народными весенними празднованиями и поверьями. Считается, что в этот день птицы находят себе пару. Именно тогда приобретают популярность открытки с изображением сердечка со стрелой.

Кстати, этот «символ любви» требует особого внимания. Упомянутое «сердечко» к человеческому сердцу, честно говоря, отношения не имеет – и как к органу, и как к средоточию чувств.

Этот символ, история которого древнее Рима, происходит из античной Греции. Это был контур-символ совсем другого места, назывался он gluetus, что в переводе звучит как «ягодичная», и означал женское начало, стрела – как известно, символ мужского начала. Дальнейшее значение знака – без комментариев. Вульгарно, конечно, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Некоторые считают, что ведь можно не вспоминать все неприличные детали истории, а просто ввести новый красивый праздник для молодых людей, даже если он и чужд по происхождению.

Конечно, христианская Церковь приняла в себя и освятила множество обычаев и традиций многих народов. Они стали украшением богослужений, окрасили храмы и обряды национальным колоритом.

Вспомним хотя бы наши Пасхальные писанки, Рождественские колядки, вышитые рушники на иконах. Но никогда Церковь не узаконит того, что развращает душу, и ведет ее к опустошению.

Апостол Павел сказал в своем послании: «Для чистых все чисто, а для оскверненных и нечистых нет ничего чистого, ибо осквернены ум их и совесть» (Тит.1.15).А кто из поклонников Валентинова дня думает в этот день о душе? Вкладывает ли он в слово «любовь» то большое значение, на котором строится все Христианское мировоззрение? Как содержание посвященных празднику СМИ-проектов, как открытки-валентинки, так и поведение молодежи в этот день свидетельствует об одном: из розовато-пушистого тумана, который наполняет головы наших соотечественников, проступают не прочные и фундаментальные христианские ценности (пусть даже иностранные!), а выглядывают опьяненные и похотливые глаза фавна, который готов затянуть в свои несдержанные оргии новое стадо – народ, который вот-вот потеряет свою душу.

Человек без души – труп, народ без духовности – толпа

О развитии духовности сегодня говорят все средства массовой информации. Это верно, ведь духовность – это то, что имел в виду Иисус Христос, когда говорил, что не хлебом единым жив человек. У каждого народа хлеб своеобразный – здесь и русский каравай, и украинская паляница, и узбекский лаваш, и китайский рис.

Наш духовный хлеб был замешен из муки родной культуры на закваске учения Христова и назвался Православием. Со времен Киевской Руси этот хлеб питал и укреплял дух народа, давал силу выстоять в трудную минуту и вдохновил на подвиг тысячи сыновей и дочерей.

Поэтому здесь уместно вспомнить слова великого украинского поэта Шевченко: «І чужого навчайтеся, й свого не цурайтесь».

Когда человеческое в человеке становится дефицитом…

Здесь, разумеется, в роли чужого, которому надлежит учиться, выступает День Святого Валентина. Но много ли сумеют рассказать защитники чужого о своем? Кто из поклонников любви может что-то сказать о Петре и Февронии – святых супругах из Древнего города Мурома? А ведь эти супруги настолько любили друг друга, что вся их жизнь была одной большой песней любви. Он – князь, она – простолюдинка, она исцелила его от слепоты – он отказался ради нее от княжеского престола.

А после всех испытаний они вместе правили городом, и в один день и время отошли от земной жизни – было это 8 июля 1228 года – предварительно приняв монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния для того, чтобы быть вместе в вечности. Бог прославил их и сохранил это святое единство – чудесным образом, вопреки обычаю, они были похоронены в одной могиле и в одном гробу. Память о святых Петре и Февронии совершается 8 июля.

Жизнь святых Петра и Февронии – это наша, славянская история. А как богата примерами любви Библия! Здесь и супружеская пара – Авраам и Сарра, сохранившие любовь до преклонных лет. Здесь и Яков, который двадцать лет трудился ради того, чтобы построить свою земную жизнь с любимой Рахиллю. И еще много подобных примеров любви мужчины и женщины, освященной верой и верностью – любовью к Богу и любовью к ближнему, двумя жертвенными подвигами, которые возвысили семью до райского идеала.

Самая большая проблема Дня Валентина то, что празднование его – это и профанация личности святого, и подмена самого понятия любви между мужчиной и женщиной, как ее воспевает христианство.

Содержанием Дня влюбленных есть именно та «влюбленность», которая строится на эгоистических желаниях, на том шатком и ненадежном фундаменте, который называется «страсть», и на котором любое доброе начинание существует только в мечтах и заканчивается разочарованием (все помнят первую любовь и практически все смеются над ее наивностью и бесперспективностью).

И даже страшно говорить о славном и великом слове «любовь», которое современная потребительская ментальность лишила всех ее высших значений и оставила только телесную оболочку, сведя его к определению полового сношения, почти без признаков человечности.

Так отозвались древние Луперкалии в нашу эпоху развитых технологий – видно плутишке Фавну в ХХ веке оказалась маловата популяция коз, и он взялся за людей, кликнув на помощь старого соратника Мамону – демона богатства, который движет легионами торговцев праздничными аксессуарами и подарками.

Так, стоит ли во время, когда человеческое в человеке становится дефицитом, разбрасываться перед заезжими торговцами своим крупнейшим духовным даром – своей любовью. Ведь запасы ее в мире не безграничны.

Давайте же беречь любовь так, как оберегает свои богатства мудрый купец, который использует и приумножает их, но не хвастается ими даже перед близкими людьми. Как и все хорошее в этом мире, любовь легко потерять. Она приходит к подготовленным и, простите за тавтологию, к любящим любовь людям, она не терпит рекламы. Она – как книга, которая теряет свою интересность оттого, что вам слишком много о ней рассказывали.

Внедряясь в школах и даже дошкольных учреждениях, День влюбленных закладывает в неопытных детских душах установку на легкомыслие и эмоциональность в будущих отношениях с противоположным полом, принижает тайну любви и закрывает путь к полноте присущих человеку радостных переживаний от разделенной любви.

С таким подходом даже самые невинные и искренние отношения приобретают поверхностность и теряют ту красоту, которая не кричит о себе попсовыми песнями и разукрашенными сердечками, а развивается тайно в душе. Человек, для которого любовь не была сокровенным, который воспитан на «сердечках» и дешевом «сердечном» популизме будет лишь «заниматься любовью», но не сможет любить.

Комментарии к записи " День Святого Валентина — откуда он пришел к нам ?"

Посмотреть последние комментарии
  1. http://prodengiblog.ru/

    Ответить на этот комментарий »

Здесь вы можете написать комментарий к записи "День Святого Валентина — откуда он пришел к нам ?"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля