Через всю Финляндию – вслед за северными монархами

Виа Регия – культурно-туристический «Королевский путь » Европы – лежит в том числе и через Финляндию. 1000 км – именно такова протяженность королевского маршрута. 700 лет – такое количество лет насчитывает его история. Маршрут создали в конце XIII века шведские монархи, властвовавшие в Финляндии. Сначала это был почтовый тракт от Выборга (ныне российского) в тогдашней столице Финляндии – Турку. И дальше в Стокгольм. Зимой это расстояние достаточно быстро преодолевали через Балтику, по льду, а вот летом... В 1555 году королю Швеции Густаву І Ваге пришлось в течение шести недель идти этим вязким и диким путем. Это побудило его построить тракт с трактирами и заезжими дворами. По нему стали курсировать государственные курьеры, купеческие фуры, дворянские и королевские кареты.

Мы путешествуем по «Королевскому пути»: позади срочная виза в Финляндию и короткий перелет из Киева до Хельсинки. Сейчас эта древняя дорога гораздо комфортнее. Автострада и прилегающие дороги только добавляют положительного впечатления от спокойной северной природы. По волнистой равнине путь простирается, прорезая холмы из финского гранита. Стоит свернуть с шоссе – и перед вами дворец ХVІІІ века или старинная сельская усадьба: есть возможность заночевать в пенатах коронованных особ.

Порвоо

Городок Порвоо, основанный в середине XIII века, – бывший центр морской торговли. Об этом сейчас напоминают красные деревянные склады на берегу реки. Они сохранились чудом, ведь город неоднократно страдал от пожаров. Однажды королю надоели убытки, поэтому он позволил погорельцам некоторое время не платить налогов и возводить кирпичные здания. Теперь это магазин, мастерские, сауны и оригинальные кафе.

Вероятно, самый важный в истории Порвоо год – это 1809-й. Тогда здесь в кафедральном соборе русский царь Александр I впервые провозгласил финнов нацией, а Финляндию – княжеством в составе Российской империи. Так оккупанты послужили национальному самосознанию.

Хельсинки

Хельсинки произвело впечатление несколько сонного города. Удивительно теплым летним днем горожане высыпали на газоны греться на солнце. Поразила чрезмерная свобода морали: вполне трезвый парень писал на клумбу в центре города, отвернувшись от девушки, с которой при этом не прекращал разговора. И это признак скорее не развратности, а индифферентности – такой уж тут «отмороженный» народ.

Хельсинки значительно моложе «Королевского пути». Шведы основали его в 1550-м. Собственно, городом его можно было назвать лишь через два с половиной века, когда российские самодержцы сделали его столицей финнов. Тогда из Санкт-Петербурга сюда выписали архитектора Карла Энгеля, поэтому Хельсинки в наше время очень напоминает Санкт-Петербург.

Самое известное творение Энгеля – лютеранский кафедральный собор. Когда-то царя Николая I возмутил тот факт, что в Хельсинки нет православного собора. Среди состоятельных горожан быстро собрали средства и построили высокий и статный Успенский собор, самый большой храм православия в западном мире.

От собора идет Софийская улица (имени русской царицы), а прилегающие к ней улочки также названы именами царей и царевичей. Неподалеку, в порту, возвышается колонна с двуглавым орлом, сооруженная «благодарными финнами» в память о визите российского императора Александра I.

Достопримечательности и интересные места в Хельсинки расположены компактно, транспортная сеть продумана. Например, трамваем № 3T можно не только передвигаться по городу, но и совершать экскурсии. Его маршрут охватывает все самое интересное: Национальный музей, парламент, оба упомянутых собора, железнодорожный вокзал в стиле модерн, Олимпийский стадион, памятники композитору Сибелиусу и маршалу Маннергейму, порт...

Если же хотите окунуться в атмосферу Хельсинки, отправляйтесь на Эспланаду – прогулочный бульвар.

Суоменлинна

Это все еще Хельсинки, но тут возникает совсем другое лицо столицы. Когда катер причаливал у суровых стен крепости Суоменлинна, было как-то не до шуток...

Где-то здесь Петр прорубал то самое «завоевательное» «окно в Европу». В 1713- м российские войска заняли Хельсинки, и сюда же пожаловал сам царь – герр Питер . Но потом шведы вернули себе эти места. И построили на Волчьих островах эту мощную крепость. Главным ее украшением была и остается церковь, когда-то православная, ныне – лютеранская, а по совместительству – морской маяк.

Оскаленный пушками крепостной архипелаг забыл мрачные времена. Сейчас это район Хельсинки, который с берегом соединяет, кроме катеров, еще и тоннель. Здесь устраиваются «королевские» театрализованные экскурсии и военно-исторические шоу. Крепость охраняется ЮНЕСКО, каждый ее камень пронумерован, и частные лица, которые проживают в жилых домах на этих островах, обязаны заботиться о сохранении памятников.

Мустио

В XVI веке вдоль «Королевского пути» выросли железоделательные предприятия. Для этого было все необходимое: вода из озер, болотная руда, древесина для топлива... Старинные технологии могли изувечить живописную природу… То здесь, то там возникали живописные дворянские усадьбы – много их можно увидеть по бокам «Королевского пути»..

Усадьбу в Мустио возвели еще шведы. В одной из изысканных комнат выставлен расшитый золотом мундир вице-генерала – губернатора Финляндии, дедушки нынешней хозяйки дома. Пожилая дама любезно сопровождает группу экскурсантов, рассматривающих роскошные залы. Завела и в свою спальню, где о настоящем напоминают разве что электролампочки и телефон.

Усадьба окружена прекрасным парком со скульптурами, беседками и ресторанчиками. С моста можно наблюдать серебристых окуней в реке.

Хайкко

Было бы странно вернуться из Финляндии, не узнав особенностей национальной парилки. Все происходило километров за 70 от Хельсинки, в усадьбе Хайкко.

Неким небольшим приложением к телесным удовольствиям были апартаменты в красивом доме XIX столетия с дворянскими портретами, антикварной мебелью из карельской березы. В замечательном спа-центре «Хайкко» я мужественно выдержал пять раундов «сухого пара» попеременно с купанием в ледяной воде, затем в горячем и холодном джакузи и плаванием в бассейне с массажными струями. Когда сидел за кружкой пива, утопая в белоснежном халате, казалось, на этом путешествие можно и завершить... Но все только начиналось.

Добавлю только одно: в свое время в Хайкко провел свою первую брачную ночь фаворит «Формулы -1» Мика Хаккинен. Номер молодоженов сейчас показывают всем желающим.

Турку

Маршрут привел меня к главному пункту времен основания «Королевского пути» Финляндии – древнему Турку. Типичная ситуация: первая столица стала городом, вторым по значимости.

Образ Турку средневековый. Его сердцем является кафедральный собор, заложенный еще в начале XIII века, главный храм лютеранской церкви Финляндии. Турку, кроме того, является и духовной столицей государства. При входе в храм посетителей встречают грандиозные макеты парусников, которые моряки дарили собору для счастливого возвращения из похода. Внутри над вашей головой – звездообразные своды с восьмиэтажный дом высотой. Под полами – захоронения около 5000 покойников, в частности, королей. Панно над алтарем изображает церемонию церковной реформации 1527 года, которую провели в этом же соборе, – это было эпохальное событие для Финляндии и Швеции.

Если собор создает аскетическую ауру города, река Аура – более свободную. Ее берега унизаны кораблями – ресторанами. Можно заказать и отдельный столик в лодке. С берега на берег желающих переправляет столетний речной трамвайчик.

Наконец, рыцарские времена олицетворяет замок Турку. Как и собор, он старейший в Финляндии. Возведенный в 1280 году, он выдержал немало осад, но так ни разу и не был взят штурмом. В нем есть мрачные средневековые залы со следами кинжалов на столах и пышные ренессансные помещения. Узкими коридорами снуют «служанки» и «пажи»... Однако бутафории очень мало, все производит впечатление не искусственно созданного, а настоящего. Как пиво и вяленая щука, которыми завершился наш обзор замковой таверны.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)