«Древо жизни» Терренса Малика — фильм-притча

Почему-то бытует мнение, что американцы снимают сугубо боевики, «чумовые» триллеры и несмешные комедии. Впервые я убедилась, что это не так, посмотрев драму «Милые кости» Питера Джексона.

Еще один фильм, убедивший меня, что американскому кинематографу по плечу сложные, философские и вместе с тем простые и близкие многим темы, я нашла недавно в Интернете, просматривая фильмы онлайн и отыскивая картины, победившие на недавнем Каннском фестивале.

Речь идет о фильме Терренса Малика «Древо жизни». Фильм ставит сложные вопросы: чем является Бог для человека и кто мы для Бога? Что есть человеческая семья? Как влияют родители – Отец и Мать – на детскую жизнь? Что есть добро и зло?

Это простые вопросы, ответы на которые кажутся очевидными. И только в конце жизни человек начинает понимать, что никто не знает ответов на них, ведь для каждого существует своя правда, свой рай и свой ад.

Терренс Малик, которому уже 67 лет, в своем фильме «Древо жизни» не пытается навязать зрителю ответы на эти вечные вопросы или объяснить, как устроен мир и человеческая мораль.

Этот фильм передает сложные чувства и мысли, показывает движения души ребенка, его погружение в сложности жизни, его взросление и столкновение с неразрешимыми жизненными проблемами.

Прекрасный дом на лужайке, дерево, строгий, но справедливый отец и добрая любящая мать, смерть маленького брата и перелом в душе подрастающего мальчика – это все о нем, Теренсе Малике, это автобиографично до боли.

И одновременно это и о нас тоже. Именно поэтому фильм несет в себе такой вселенский смысл – ведь это о каждом из нас – все эмоции, чувства и мысли.

Я просмотрела отзывы на форумах об этом шедевре (без преувеличения!) и была сбита с толку негативными отзывами, увы, их было немало!

Я просмотрела картину дома у компьютера, и мне никто не мешал наслаждаться этим фильмом: я не видела, как зрители покидали зал посредине ленты (о чем позже прочитала на форумах).

Но потом, поразмыслив, я решила, что это и понятно: такого уровня философские картины не могут восприниматься зрителями, которые выбирают фильм, к примеру, увидев фамилию Брэда Питта на афише и надеясь на тот же пресловутый американский боевик.

А между тем Теренс Малик показывает нам не просто житейскую историю рождения, взросления и понимания жизни человеком. Режиссер разворачивает перед зрителем фильм-метафору. Недосказанность, многосмысленность и тонкость наполняют фильм от начала и до конца.

Малик проводит параллель между рождением человека и зарождением жизни на Земле и вообще во Вселенной. Снятые оператором Эммануэлем Любецки великолепные кадры пейзажей, извержений вулканов, образования звезд, жизни динозавров – это потрясает не меньше, чем история жизни американского мальчика.

Увы, именно эти кадры показались скучными зрителю, не способному воспринимать иносказание, увидевшему лишь набор картинок, которые ничего не значат.

Музыкальное сопровождение фильма, которое создал Александр Деспла, тоже под стать картине. Актеры – Джессика Честэйн, Шон Пенн, Брэд Питт – своей блестящей игрой поставили фильм в ряд шедевров американского кинематографа.

Уверена, фильм через несколько лет станет классикой, в этом сомневаться не приходится. Тем более удивительно, что лента не была воспринята зрителями Каннского фестиваля.

И тем более вызывает уважение и восхищение режиссерский дар Теренса Малика: не побоявшись быть непонятым, он открыл перед зрителем основы основ – глубинную суть мироздания, и поучая, и утешая одновременно.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)