В первый раз в первый класс: как приучить ребенка к самостоятельности?

Как приучить первоклассника самостоятельно готовиться к урокам?Весной начинается подготовка и тестирование будущих первоклассников. Педагоги ходят по подъездам, переписывая 6-летних малышей, а родители ищут интернет-магазины канцелярских товаров, предвкушая успешные сборы в школу. Однако подготовка к школе требует от родителей не только закупки всего необходимого. Когда в вашей семье появится новоиспеченный школьник – у вас добавится не только финансовых проблем. Отныне вы должны стать «ходячей энциклопедией», которая знает ответы на все вопросы, ведь вашему ученику, несомненно, понадобится небольшая подсказка, если не серьезная помощь.

К большому сожалению, и школьная программа в последние годы строится так, что кажется, рассчитана она не только на детей, но и на родителей. К примеру, первоклассникам могут дать задание по рисованию – изобразить тигра или того хуже – тигра и льва.

При этом многие дети не то что ни тигра, ни льва никогда не видели, дети просто никогда карандаш в руках не держали, и лучшее, что они могут изобразить – кривой кружочек.

Конечно, одновременно есть дети, к шести годам хорошо рисующие, но ведь нельзя ориентироваться только на них! Вот и садится папа за стол первоклассника и рисует тигра по своему разумению – ведь не хочется, чтобы ребенок с начала учебы чувствовал себя хуже всех в классе. А ребенок тем временем привыкает, что школьные задания – это не только для него, но и для всей семьи.

Что касается старших классов, то я вообще не понимаю, о чем думают учителя, задавая на дом, к примеру, 16 задач по физике. Ведь параллельно ребенку задают 20 задач по математике, сочинение по литературе и выучить текст по иностранному. Может быть, преподаватели думают, что из 16 задач будут решены хотя бы две?

Однако результат бывает прямо противоположным: ребенок опускает руки перед таким «массивом» и не учит уроки вообще, скатываясь к низким оценкам. Самые добросовестные прибегают к родительской помощи и с участием родителей, их сотрудников и соседей осиливают «домашку», копируют рефераты из Интернета, создавая у преподавателей иллюзию, что «эти лентяи все могут, если захотят».

Так что к неверным подходам родителей часто подталкивает сама школа. И все же наша задача – готовя детей к школе, избежать ошибок. Самые распространенные из них: не позволять ребенку вставать из-за стола, пока он не справится с задачей, заставлять его заниматься, угрожая физическим или моральным наказанием. Многие родители используют шантаж, мол, не напишешь уроки – не куплю игрушку или не позволю гулять. Другие – ради хороших оценок своего ленивого чада просто выполняют работу за него.

Все эти методы только портят ребенка. Физическое и моральное насилие вызовет ненависть к учебе и работе в целом, а выполнение задач за ребенка не научит его быть самостоятельным и успешным.

По словам учителей, подготовка домашней работы учащимися самостоятельно играет важную роль: воспитывает внимательность, трудолюбие, ответственность, наблюдательность, настойчивость; формирует умение планировать свою работу; развивает самостоятельность в работе, способствует успешному усвоению учебного материала.

После 10 лет – готовим уроки самостоятельно

Вопрос в том, стоит ли вообще помогать ребенку выполнять домашнее задание? Оставить всю работу на учителей или контролировали каждую написанную ребенком букву?

Самостоятельности надо учить с самого детства. К сожалению, сегодня большинство родителей оставляет воспитание своих детей без особого внимания. Будущих школьников учат жизни телевидение, улица и, в лучшем случае, детский сад.

Хотя отношение к выполнению домашнего задания в будущем формируется с 3-4 лет. Именно с этого времени детей надо приучать доводить до конца каждое начатое дело, наводить порядок в своем уголке или комнате, складывать вещи и игрушки, внимательно слушать, когда говорит другой и понимать, что каждый поступок имеет определенный результат.

Многие родители убеждены, что чем раньше ребенка научить читать и писать, тем гениальнее он вырастет. Такое утверждение весьма относительно, ведь дети до 6 лет непоседливы, и удержать их внимание длительным сидением за книгой очень трудно. Наконец, это может и навредить им. Учить читать надо, скорее, в игровой форме, выбирая книги с большим количеством ярких иллюстраций.

Что же касается изучения иностранных языков, с этим также не стоит спешить. Сейчас модно уже с рождения, параллельно с родным, общаться с ребенком и на втором – английском либо испанском, французском языке. Убеждена, такого делать тоже не надо, ведь в итоге к 6 годам ребенок хорошо не будет обладать ни одним из них.

На самом деле браться за второй язык можно в том возрасте, когда малыш уже грамотно говорит на родном, то есть с 5-7 лет. Иначе мозг ребенка будет перегружен, ему трудно строить предложения, а то и словосочетания на любом языке. В конце концов, ребенок будет путать один язык с другим и вместо английского заговорит на русско-английском суржике.

Если ваш ребенок уже пошел в школу, то первое, что нужно сделать – обеспечить ему хорошие условия для выполнения домашних заданий, а именно: создать для него собственное рабочее место – письменный стол со всеми необходимыми принадлежностями, поставить удобный стул, отрегулированный по росту ребенка, повесить полочку для книг. Там впоследствии он сможет собирать свою библиотеку. Нельзя, чтобы ребенок писал задачи на кухне или за общим столом – это лишит его чувства самостоятельности.

Главное – мотивировать ребенка

После беззаботной дошкольной жизни приучить школьника к выполнению домашних работ очень трудно. Ученики младших классов непоседливы, им надо объяснять, зачем надо делать уроки и какие результаты даст подготовка к обучению. Поэтому первым действием для успешного обучения ребенка есть мотивация.

И если педагоги считают, что родители не должны стоять в стороне от обучения ребенка, то их первое и самое главное задание – стимулировать малыша к ответственному и старательному отношению к школе.

Лучший и самый правильный метод мотивации – это объяснить юному школьнику, чем поможет ему обучение в будущем. Ребенок должен видеть перед собой цель. Например, даже если ваша девочка в будущем хочет стать моделью, ей все равно надо знать школьные дисциплины, ведь на конкурсах красоты есть и соревнования по эрудиции. Нужны знания и будущим космонавтам, и будущим водителям – связывайте учебу для ребенка с будущим.

Ученику нужно четко объяснить, зачем ему в будущем понадобится тот или иной предмет. Для этого советую всем родителям периодически проводить с ребенком полчаса-час за беседой. Это наладит взаимоотношения родителей с детьми и поможет в обучении. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша выполнять домашнее задание – он сам должен знать, что ему это необходимо, но можно и нужно ему о задании напомнить – ведь первокласснику трудно ориентироваться во времени и он может заиграться и забыть об уроках.

Кроме этого, существует немало других мотиваций. Сегодня все больше родителей стимулируют своих школьников деньгами. Мол, принеси хорошую оценку – получишь вознаграждение. Стоит отметить, что такой метод действительно действует. Но он, скорее, негативно влияет на ребенка. Уже с раннего школьного возраста он начинает понимать, что все в мире приобретается за деньги, и начинает с таким «коммерческим» подходом относиться ко всему в жизни.

Популярный ныне игровой метод стимулирования. Родители, у которых есть время и ответственное отношение к воспитанию детей, могут придумать много интересного. Например, сделать настенный календарь, где будут отмечать успехи школьника, или создать отдельный дневник, а в нем за хорошие оценки наклеивать позитивные картинки. Когда в дневнике наберется определенное количество таких наклеек, ребенок получает интересный и полезный подарок.

Но, пожалуй, главным стимулом для вашего ученика будет похвала. Когда ребенок делает успехи, ему стоит напоминать, как вы гордитесь им. И даже если у школьника проблемы с учебой, за каждый, даже самый маленький, успех его надо хвалить. Но делать это надо осторожно, чтобы ребенок не стал зазнаваться, а особенно – считать себя лучше других. Поэтому порции похвалы должны быть умеренными.

Выполняем «домашку» вместе

Конечно, с самого начала обучения ребенок не может самостоятельно выполнять домашние задания. Особенно это касается возраста 6-10 лет, то есть младшего школьного периода. Но родители, в любом случае, не должны делать упражнения за детей, даже если им не хватает времени. Если так поступать, впоследствии ученик перестанет справляться с работой, ведь задачи станут более сложными, а родители не смогут вечно быть рядом.

При выполнении работы они должны быть наблюдателями, которые порой могут дать полезную подсказку. Но не позволяйте, чтобы школьник постоянно переспрашивал и слишком часто пользовался вашими подсказками. Не «разжевывайте» им все, а лучше посоветуйте перечитать задание, дайте подумать и не жалейте потраченного на это времени.

Когда вы видите, что ребенок самостоятельно справляется с выполнением домашней работы, в определенный момент лучше выйти из комнаты, дать ему возможность побыть наедине со своими задачами. Помните, уже с восьмилетнего возраста вы должны помогать ребенку с заданиями, только если это новая или очень сложная форма работы. С 10 лет вмешательства родителей должно быть минимальным.

Если ваш ученик не справляется с учебой, надо задуматься, какова причина этого. Помните, по мнению психологов, только 9% детей ленятся выполнять задания, остальные их не понимают, протестуют или по своей природе не могут с ними справиться.

Важно, чтобы ребенок умел правильно планировать свою работу, надо помочь ему четко сформировать режим дня. Ученик должен привыкать делать задания в одно и то же время, и не поздно вечером, чтобы после выполнения уроков он еще мог отдохнуть, поиграть с товарищами.

Нельзя допускать, чтобы ребенок перед сном вдруг вспоминал, что еще не подготовился к урокам. Вообще не позволяйте делать задания после 19 часов, ведь в это время организм настроен на отдых, а глаза устают за день. Лучше, чтобы школьник делал уроки после школы, конечно предварительно отдохнув часок. Также стоит проследить, чтобы ребенок правильно организовывал работу: выполнял сначала тяжелые, а затем легкие задания, затем все тщательно и самостоятельно проверял.

Значительно легче тем родителям, чьи дети выполняют задания в группе продленного дня. Но при этом таких учащихся нельзя загружать обучением дома.

Родителям на заметку

1. Надо научить ребенка выполнять домашние задания систематически.
2. Начинать работу над домашним заданием через час-полтора после школы.
3. Ребенок должен самостоятельно садиться за задачи и понимать для чего ему это нужно.
4. Нужно научить ребенка пользоваться часами, делать перерывы (10-15 мин.) между работой для активного отдыха.
5. Научить школьника предварительно составлять план предстоящих действий (устно), поначалу советоваться с вами, как выполнить задание на дом, а затем самостоятельно делать это.
6. Нужно помочь ребенку различать главное и второстепенное, уметь сосредоточиться на главном.
7. Ученик должен повторить правила, которые изучал на уроках.
8. Нужно акцентировать внимание даже на незначительных победах, чтобы ребенок замечал их и пытался достигать больших результатов. Не забывать отметить старательность ребенка.
9. Будьте более активны в начале учебного года: контролируйте, как ребенок выполняет домашние задания, проверяйте, правильно ли он понял пройденный материал, постепенно уходя от этой функции. В первом семестре лучше это делать каждый день, а во втором контроль можно уменьшить до пары раз в неделю.
10. Никогда не делайте домашнее задание за ребенка, это ему только навредит. Если ребенок чего-то не знает или не понимает, не спешите подсказывать, даже если ответ вам хорошо известен: пусть попытается вспомнить или сообразить, предложите поискать ответ в книгах, даже предложите ему назавтра спросить у учителя. Это приучит ребенка искать пути поиска ответов, а не получать от вас готовый ответ на все случаи жизни.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)