Как научить ребенка правильно относиться к деньгам?

дети и деньгиЭтот вопрос волнует многих родителей. Особенно в последнее время. Ведь многие родители сами не в ладах с деньгами: как же им привить здоровое, рациональное отношение к деньгам своему ребенку, чтобы, вырастя, он не прозябал в бедности и вечных долгах, но и не считал, что все жизненные ценности измеряются деньгами.

Здоровое, правильное отношение к деньгам формируется в детстве. Когда-то, в советские времена, считалось, что давать ребенку деньги, особенно поощрять его зарабатывать себе на карманные расходы – это значит – развращать его, прививать буржуазную мораль. Считалось, что, давая ребенку установку ценить деньги и стремиться их заработать, родители вырастят меркантильного, бездуховного, в общем, «не советского» человека.

Эти времена прошли, и сегодня часто наблюдается перекос в другую сторону. Когда приближается детский праздник, ребену дарят деньги вместо подарка, деньгами поощряют и наказывают, ведь у многих людей стремление заработать превратилось в некую манию, деньги рассматриваются, как мерило всего – и это передается детям.

Как же найти золотую середину, как вырастить из своего ребенка не транжиру и вечного должника, но и не скрягу, зацикленного на богатстве и ценящего только хруст зеленых бумажек? Ведь все родители хотят, чтобы их дети не нуждались, были успешными людьми, которые зарабатывают и тратят деньги с удовольствием и не видят в них самоцель.

Давая ребенку средства на карманные расходы, родители часто сталкиваются с тем, что ребенок не ценит денег, с легкостью тратит их на ненужные вещи в уверенности, что назавтра попросит у мамы еще. Попросит и, безусловно, получит, не задумываясь о том, что, возможно, родителям не хватает денег на самые необходимые вещи.

Дело в том, что ребенок не знает, сколько усилий приходится тратить, чтобы получить те или иные необходимые жизненные блага, не знает денежного эквивалента труду.

Ребенок привык, что еду, одежду, игрушки в дом приносят родители. Ему это кажется самым обычным делом, появление в своей жизни тех или иных благ он воспринимает как должное. Со своей стороны ребенок только хочет скорректировать поведение родителей: купи мне не то, а это, покупай чаще то или иное и т. д. Отказ огорчает ребенка, если он не понимает, что такое экономить, ограничивать свои потребности, что такое «денег НА ВСЕ не хватает».

Есть такая старинная сказка-притча. У одного богатого человека вырос ленивый сын-транжира (не правда ли, распространенная ситуация?). Чтобы заставить отпрыска ценить деньги, отец послал его работать. Но сердобольная матушка пожалела сыночка и спрятала его, а когда пришло время, дала сыну золотой, чтобы он предъявил его отцу, как самостоятельно заработанный.
Отец взял сыновний заработок в руки, повертел так и этак, и – бросил в огонь! Сын за всем этим наблюдал преспокойно, и отец снова послал его на заработки.
Так случилось и во второй раз, а на третий матушке не удалось спрятать сына, и отпрыску богатого отца пришлось заработать свой золотой собственным трудом. Когда же он с гордостью вручил свой заработок отцу, отец по обыкновению, швырнул деньги в огонь. Но теперь уже сын не стоял, безучастно наблюдая, как горят заработанные его тяжким трудом деньги. Он бросился к очагу и голыми руками выхватил золотой из огня! После этого отец поверил, что сын научился ценить и труд, и богатство.

Из этой притчи можно сделать вывод: если вы хотите научить ребенка правильному, здравому отношению к деньгам, вам придется увязать этот вопрос с трудовым воспитанием ребенка. Ведь ценить те блага, которые вы предоставляете ему, ребенок научится лишь тогда, когда ему и самому придется тратить определенные усилия для их получения. И чем раньше вы научите его этому, тем лучше.

Конечно, это вовсе не обозначает, что ваш отпрыск должен сам обеспечивать все свои потребности. Но посильный труд и помощь родителям должны быть обязательно. Пусть ребенок чувствует, что в благосостояние семьи вложен и его труд, его усилия.

Хороший способ научить ребенка правильному отношению к деньгам – вовлекать его в обсуждение семейного бюджета. Ведь есть много трат, о которых ребенок не имеет понятия: квартплата, кредиты, помощь родственникам, питание (не тортики и бананы, а картошка, мясо, овощи). Ваш подрастающий ребенок должен видеть, как вы выстраиваете приоритеты в ваших тратах. Надо показать своему чаду, что денег всегда НА ВСЕ не достает, ежедневно приходится совершать выбор между более и менее значимыми вещами. И если стоит выбор: купить лекарство для дедушки или очередную игрушку, ребенок должен уметь сделать правильный выбор в пользу более значимых вещей.

Еще один вопрос, который надо обсуждать с детьми: что необходимо предпринять, если денег в семье не хватает?

Поясните ребенку, что означает экономить. Если чадо хочет «крутой» ноутбук, «как у Васи», обсудите, есть ли необходимость в такой технике, поясните, что ноутбук покупается с определенной целью, и функции «железа» должны цели соответствовать.

Расскажите ребенку, что есть варианты приобретать технику в Интернете – гораздо дешевле, чем в магазинах, покажите ребенку где купить микронаушники, мобильный телефон или принтер. Пусть вместе с вами учится выбирать оптимальные для себя вещи и понимать, что такое соотношение «цена/качество».

Если ваше чадо очень настаивает на покупке вещи, на которую у семьи нет средств, не говорите ему: это нам не по карману и у тебя никогда этого не будет. Спросите его, что он готов предпринять, чтобы заполучить желаемое: от чего можно отказаться, где подзаработать, чтобы скопить на нужную вещь. Дайте понять ребенку, что готовы ему помочь и сделать свой вклад в покупку. Но пресекайте рассуждения типа: пускай папа бросит курить, а на сэкономленные деньги купим мне велосипед. Объясните ребенку, что если папа бросит курить, то сэкономленные деньги нужно потратить на папу: это ведь он предпринимал усилия.

Важный этап в «экономическом» воспитании ребенка начинается тогда, когда он начинает получать деньги на карманные расходы. Можете считать это началом его «трудовой» карьеры, и неважно, что «работодателем» будете выступать вы сами.

Дайте понять ребенку, что у вас нет постоянной стабильной суммы, на которую он может рассчитывать еженедельно, что бы ни случилось. Он должен понимать, что размер карманных денег зависит как от благосостояния семьи в целом (ваших заработков, материальных обстоятельств семьи), так и от его личных усилий.

Оговорите с вашим чадом, что можно покупать на карманные деньги, а от чего следует воздержаться. В конце недели пусть предоставит отчет: сколько и на что потрачено. Пусть отчет станет условием выдачи следующей суммы. Стимулируйте ребенка откладывать деньги, копить на нужную ему вещь или игрушку. К примеру, можно предложить к обычной сумме карманных денег добавлять 50 % от сэкономленной суммы. При этом объясните, что если не получилось сэкономить – это не беда, просто покупка желанной вещи немного отодвигается во времени.

Главное – дать ребенку понять, что от него зависит, как ему распорядиться своим «богатством». Расскажите ему, что и немного денег можно истратить эффективно, а можно, наоборот, имея большие суммы, «успешно» пускать их по ветру.

Если ваш ребенок не удержался и растратил выданную сумму, а потом пожалел об этом, не спешите предлагать материальную компенсацию. Лучше обсудите, почему так получилось, посоветуйте, как разумно поступить в следующий раз. Ведь карманные деньги – это, прежде всего, средство научиться распоряжаться деньгами, планировать и экономить.

Даже школьник начальных классов уже способен понимать, что важно не количество денег у человека, а то, насколько эффективно они будут потрачены или сбережены. Научите ребенка тому, что в денежных вопросах неуместна разболтанность и необязательность, а вот дисциплина и скрупулезность – необходимы.

Увы, не всякий взрослый обладает этими качествами. Но мы живем в условиях рынка. Наше общество претерпевает изменения, и не всегда положительные. Происходит старение нации, что ставит под вопрос само существование пенсионного обеспечения, которое нам казалось незыблемым, логичным и существовавшим всегда.

Вполне возможно, что молодому поколению придется откладывать средства себе на старость, уже начиная с двадцатилетнего возраста.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Метки записи: